В 2019 году православный мир отмечает Пасху 28 апреля. Это самый большой, самый радостный, самый светлый праздник в году. Издавна с ним связано много интереснейших традиций, о которых стоит вспомнить накануне торжества.
Служба
Всю Страстную неделю, предшествующую Пасхе, люди усердно готовились к большому празднику. Разгар работ приходился на чистый четверг. Говорят, в этот день даже «ворона своих воронят в луже моет».
Бытовало поверье:
«Если в чистый четверг вымоешься и вымоешь все в доме, весь год чистота в избе водиться будет».
Девушки верили, что если в чистый четверг, на утренней заре хорошенько вымыться, вытереть тело полотенцем и отдать потом это полотенце «оброшнику», то от женихов отбоя не будет.
Не забывали и о праздничном столе: пекли куличи, красили яйца, готовили пасху и др. Обычно хозяйственные хлопоты заканчивались к вечеру Великой субботы. А после народ шел в церковь. Богослужение начиналось в Великую субботу. Первая его часть называлась полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду.
В полночь раздавался колокольный звон (благовест), зажигались все свечи и паникадила, священники выходили из алтаря и вместе с присутствующими пели:
«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Затем начинался крестный ход вокруг церкви.
По возвращении в храм пели тропарь:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».
Затем открывались царские врата алтаря, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня. После следовала праздничная литургия, в конце которой освящался артос — специальный хлеб с изображением креста и тернового венца. Его раздавали всем присутствующим в храме в Пасхальную субботу.
С первого дня святой Пасхи и всю светлую неделю в деревнях служили молебны: духовенство ходило по избам в сопровождении «оброшников» (их еще называли богоносцами).
Кроме молебна в избе, крестьяне нередко просили отслужить молебен и на дворе, в честь святых, которые покровительствовали домашним животным. Для этого на дворе ставили столы, накрывали скатертями, поверх клали «скотскую» пасху, предназначенную для домашних животных. После молебна эта пасха разрезалась на куски и скармливалась домашним животным и птице. Пасхальные молебны, по убеждению крестьян, должны были способствовать благополучию семьи и хозяйства.
Гулянья на пасху
Во многих местах любые развлечения в день Пасхи считались неприличием и большим грехом. Но, когда, молебны окончены и «иконы прошли», в деревне начинались гулянья. Одно из любимых развлечений в это время — посещение колокольни. Обычно всю светлую седмицу на колокольне толпилась молодежь, дети, взрослые: всем хотелось непременно позвонить в колокол. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол. Со звоном пасхальных колоколов связаны и другие приметы.
Другим особым развлечением было катание яиц. Крашеное яйцо скатывали по наклонно поставленному деревянному лотку или по земле с невысокой горки. Внизу были полукругом расставлены яйца всех участников игры. Каждый участник, отправляя свое яйцо вниз, должен был сбить с места чье-нибудь яйцо. Если ему это удавалось, то он присваивал сбитое яйцо себе и продолжал игру, если нет — в игру вступал другой участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.
Эта игра пришла из языческой древности: тогда катание яиц было связано с магическими действиями, целью которых было пробуждение и оплодотворение земли.
Не обходился праздник и без качелей. Обычно на них сидели или стояли девушки, которых раскачивали парни. В благодарность парни получали от девушек крашеные яйца. В Орловской губернии парни, посадив девушку на качели, били ее по коленкам веткой, требуя сказать, кого она любит. В Вятской и Нижегородской областях девушку качали до тех пор, пока она не называла имени своего жениха. Все эти действия сопровождались припевками:
На святой неделюшке Повесили качелюшки, Сначала покачаешься, Потом повенчаешься.
Считалось, что холостая молодежь должна обязательно участвовать в гуляньях. Нарушение этого правила порицалось обществом и даже рассматривалось как грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством.
В народе верили, что в Пасху вся природа ликует и солнце радуется. Рано утром народ выходил на улицу смотреть на солнце. Считалось, если оно «играет», «трепещется» — это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю и счастливым свадьбам.
Пасхальные приметы
Считалось, что с наступлением пасхального утра мир преображался. В аду переставали мучить грешников, двери рая раскрывались, поэтому умерший в этот день обязательно попадал в рай, каким бы грешником он ни был. Людей, умерших во время Пасхи, принято было хоронить с красным пасхальным яйцом в правой руке.
Люди верили, что пасхальные яства, освященные в церкви, обладали особой силой. Поэтому все кости от пасхального стола тщательно сберегались: часть из них зарывалась в землю на пашнях, чтобы предохранить нивы от града, а часть хранилась дома. Во время летних гроз кости бросали в огонь, чтобы предотвратить удары молнии.
Считалось, что в день Пасхи можно обеспечить себе благополучие на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. А если во время литургии девушка шепотом обратится к Богу:
«Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается уже в ближайшее время.
Много примет связано с пасхальным яйцом. Например, нельзя выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу от него за окно, потому что с Пасхи до Вознесения Христос с апостолами ходит по земле и можно попасть в него скорлупой. А ходит Христос, чтобы поглядеть: хорошо ли исполняют его завет — оделять нищих. В некоторых местах существовал запрет вообще что-либо выбрасывать или выливать из окон, так как «Христос под окнами ходит».
Помогало пасхальное яйцо и при тушении пожаров. Верили, что если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и трижды обежит горящее здание со словами: «Христос воскресе», то пожар сразу утихнет и прекратится сам.
Яйцо было первым блюдом пасхальной трапезы. Хозяин дома делил его на несколько частей по числу членов семьи. Совместная еда одного яйца должна была укрепить семью.
Советуем прочитать: