Православный праздник — День Святой Троицы
В 2023 году День Святой Троицы приходится на 4 июня. В этот праздник дома и храмы принято украшать молодыми ветками березы, травой, цветами. Ведь зелень и цветы символизируют жизнь.
На пятидесятый день после Пасхи, в воскресенье, празднуется День Святой Троицы (Пятидесятница).
Накануне, в субботу (3 июня), отмечается Троицкая родительская суббота в знак поминовения умерших.
Вслед за Пятидесятницей, в понедельник (5 июня) — День Святого Духа. В старину праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.
На Троицу в церковь идут с цветами, березовыми ветками и пахучими травами в руках. Потом травы высушивают и хранят как средство от всевозможных бед и болезней. Считается, что троицкая зелень оберегает дом во время грозы.
В этот день храмы, дома, образа принято украшать березовыми ветвями и цветами в честь животворящего Святого Духа, проливать слезы на цветы или березовые ветки, которые держали в руках во время церковной службы. Букетик или веточки, орошенные слезами, хранили целый год — по поверью, это спасало от засухи. Была и другая причина плакать над цветами: считалось, что слезы смывают грехи. Сколько грехов за собой человек числил, столько цветочков или веточек он должен был взять с собой в церковь.
Как праздновали Троицу наши предки
В полдень, после обеда, начиналось празднество. Одна из девушек — хороводница — с караваем в руках выходила на улицу и запевала зазывную песню. К ней со всех сторон сбирались девушки с матушками. А потом вся веселая толпа отправлялась в рощу. Там на широкой поляне расстилалась скатерть, после троицких песен на нее клался каравай. Гуляющие рассыпались семейными кружками — полдничать. Пожилые угощали родных и знакомых, а молодежь завивала венки. В некоторых областях родители плели венки для детей, дети для родителей, сестры для братьев и наоборот.
Троицкий венок
Троицкий венок считался неизменным вестником брачного обета.
С венками на голове молодежь принимались водить хороводы. С окончанием хороводов начиналась игра в горелки (кстати, слово «горелки» восходит к глаголу «гореть», причем изначально, видимо, в значении «любить, страдать от любви»). Горелки не были детской игрой: в нее играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться и выбирать невесту.
Возникновение игры связывают с языческими праздниками и обрядами: встречей весны, «когда славилась богиня Лада, покровительница браков и чадородия», или с праздником Ярилы.
В Троицын день девушки ходили развивать березки, завитые на Семик. Если венок развит — желаемое не сбудется, засох — жди перемен в жизни, например замужества, если зелен -продолжение девичества. А вечером молодежь шла к реке, где все бросали венки в воду. Если венок поплывет, это означало неизменное счастье. Если венок завертится на месте, это предвещало расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок потонет, то это угрожало великим несчастием. Если венок останавливался на месте, то заключали, что девицам в этот год не быть замужем, молодцам оставаться неженатыми.
Нередко случалось, что влюбленные будто нечаянно бросали свои венки вместе. По сближению таких венков на воде угадывали о близкой свадьбе. А бывали примеры, что матери не отдавали дочек за таких суженых, чьи семицкие венки потонули в воде на виду у всех. Верили, что такие суженые или скоро умирают, или спиваются.
Троицкий каравай и скатерть
Троицкому караваю и скатерти придавалось особое значение.
Каравай засушивали в сухари и хранили до свадьбы. Их замешивали в свадебный каравай на счастье и любовь молодых. А скатерть играла важную роль на смотринах. Ее тайно от всех клали на стол и накрывали другою скатертью. Верили, что эта скатерть приковывала суженого к девушке крепче железа. Но на такой поступок отваживались не все матери из опасения — как бы ни привязать к своей дочери лихого суженого.
Семик — языческий праздник
Седьмую неделю после Пасхи называли семицкой. На этой неделе проводились особые обряды. Например, в народе верили, что именно в Семицкую неделю покойники вспоминают о старой своей жизни и бродят по кладбищам без пристанища. Поэтому многие люди во вторник этой недели ходили на их могилы, чтобы побеседовать с ними и справить по ним так называемые задушные поминки. Считалось, что покойники, довольные угощением, из могил уже не выходят. А вот забытые покойники часто ссорятся и даже дерутся с русалками, а русалки за все обиды мстят уже живым…
Сам Семик (русальная неделя) приходился на четверг. В языческие времена это был праздник бога Перуна, и многие древние обряды сохранились и в православной Руси. Семик справляли в рощах, лесах, на берегах рек и прудов.
В начале Семицкой недели 2-3 девушки отправлялись в лес выбирать березку для обряда, а в четверг уже веселой шумной гурьбой шли ее завивать. У одной березки завивали ветки в венок, сплетали ветки или макушки берез попарно, а потом кумились — целовались через венок и обменивались платками, колечками. Затем одну березку украшали лентами и раскладывали под ней принесенное с собой угощение — каравай, сдобники и крашеные в желтый цвет яйца. Еще в семик плетут венки и разбрасывают их по лесу русалкам, чтобы они добыли суженых-ряженых, после чего сразу же убегают. Обряды сопровождались песнями, например такой:
Завивайся, березка, Завивайся, кудрява!
Мы к тебе идем, Мы венки несем,
Каждому листочку -По алому цветочку,
Каждой веточке -По ленточке.
Не радуйтесь, дуб и клен!
Радуйся, белая береза!
К тебе девушки идут,
К тебе красные идут,
С яишницей, с куличком,
С пшеничным пирожком,
-Березку завивать, Семик величать!
На Семик также отправлялся древний обычай поминовения убогих в убогих домах, или божедомках. Сюда свозились покойники — удавленники, утопленники, мертвецы, найденные в окрестностях. Из ближайшей церкви устраивали крестный ход к убогому дому. Люди приносили с собой рубашки, саваны и даже гробы для покойников. Они сами рыли могилы, сами одевали покойников, молились.
Советуем прочитать: